Информация для пациентов

ФЗ 59 О порядке рассмотрения обращений граждан

В рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия «Станция скорой медицинской помощи» оказывает скорую и неотложную медицинскую помощь в круглосуточном режиме бесплатно.

График приёма граждан должностными лицами ГБУЗ Республики Мордовия «Станция скорой медицинской помощи»

Главный врач Мотякин Андрей Николаевич ежедневно, вторник с 14 ч 00 мин до 17 ч 00 мин.

Заместитель главного врача по медицинской части Свешников Константин Анатольевич ежедневно с 13 ч 00 мин до 15 ч 30 мин, кроме субботы и воскресенья.

Заместитель главного врача по медицинской части, ГО и МР Паршин Владимир Фёдорович, ежедневно с 9 ч 00 мин до 13 ч 00 мин, кроме субботы и воскресенья.

Заведующий отделением "Центр медицины катастроф", Пакаряскин Сергей Александрович, ежедневно с 13 ч 00 мин до 15 ч 30 мин, кроме субботы и воскресенья.

Заведующая Центральной подстанцией Ильина Наталья Николаевна ежедневно с 13 ч 00 мин до 15 ч 30 мин, кроме субботы и воскресенья.

Заведующая подстанцией №1 (район Юго-Запад) Аникина Светлана Сергеевна ежедневно с 13 ч 00 мин до 15 ч 30 мин, кроме субботы и воскресенья.

Заведующий подстанцией №2 (район Химмаш) Баулина Ирина Геннадьевна с 10 ч 00 мин до 12 ч 00 мин, кроме субботы и воскресенья.

Заведующий подстанцией №3 (район Светотехстрой) Рогожин Алексей Юрьевич ежедневно с 13 ч 00 мин до 15 ч 30 мин, кроме субботы и воскресенья.

Скорая медицинская помощь

С 1 января 2014 года в России действует новый Порядок оказания скорой медицинской помощи. Порядок даёт ответы на многие вопросы, которые дискутировались в течение предыдущих лет. Документ закрепляет этапы оказания скорой помощи, правила организации работы, стандарты оснащения, штатные нормативы организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь.

Документ содержит более 100 страниц, многие разделы Порядка актуальны только для крупных городов, поэтому мы остановимся на тех из них, которые связаны с работой бригад Скорой помощи г.Саранска.

Чем отличается экстренная и неотложная медицинская помощь?

Широкое развитие службы Скорой помощи в России началось в 20-е годы ХХ века. Станции Скорой помощи имели автомобили, но были маломощными и выезды осуществляли только к заболевшим или пострадавшим в общественные места, улицы или предприятия. Для оказания медицинской помощи заболевшим или пострадавшим на дому были созданы пункты неотложной помощи при поликлиниках, которые не имели автомобилей. Таким образом, в 30-е годы ХХ века существовало 2 службы которые оказывали медицинскую помощь при внезапных заболеваниях и травмах: скорая помощь и неотложная помощь. В начале 50-х годов все функции оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе были переданы службе Скорой помощи и введён единый номер «03». Население неверно назвало эту службу – «неотложка», по простой логике считая, что если позвонить по телефону «03», то бригада медицинской помощи явится неотложно, т.е. сразу после окончания разговора с диспетчером.

Таким образом, исторически сложилось, что медицинская помощь на догоспитальном этапе оказывается в 2-х формах: экстренной и неотложной, эти понятия отражают срочность вызова, что и закрепляет новый Порядок.

Экстренная помощь оказывается при заболеваниях и травмах, угрожающих жизни человека (при ДТП, пожарах, судорогах, падениях с высоты, выраженном болевом синдроме от различных причин, родах, несчастных случаях на воде и др.).

На экстренные вызовы безусловно должны выезжать бригады Скорой помощи.

Неотложная помощь оказывается при заболеваниях и травмах без явных признаков угрозы для жизни (повышение температуры или АД, головная боль, боль в животе или пояснице, мелкие травмы и др.).

Неотложные вызовы должны выполняться врачами поликлиники при вызове «на дом», однако нередко по этим поводам пациенты необоснованно вызывают Скорую помощь. По приказам предыдущих лет врач неотложной помощи должен прибыть к пациенту в течение 2 часов с момента поступления вызова.

Все вызовы по телефону «03» в Саранске поступают в центральную диспетчерскую Станции скорой помощи. На вызовы бригады Скорой помощи диспетчер направляет не по времени их поступления, не по требованию вызывающего, а по степени срочности вызова. Важно знать, что если пациент вызывает Скорую по поводу головной боли после запоя и при этом нецензурно требует с диспетчера немедленного прибытия бригады Скорой, то от этого вызов его не попадёт в категорию экстренных.

Например, почти одновременно поступило 5 вызовов в следующей последовательности:

— температура 38,0С у взрослого человека;

— головная боль у взрослого человека;

— ДТП;

— роды;

— судороги у человека на улице.

Несмотря на то, что первый и второй вызов (температура и головная боль) поступили раньше, диспетчер направит бригады Скорой помощи на вызовы так: ДТП, судороги, роды, температура, головная боль, т.е. диспетчер в первую очередь направит бригады на экстренные вызовы, где предполагается явная угроза для жизни людей, а затем на неотложные, где такая угроза маловероятна. Правильная очерёдность направления бригад на вызовы по их срочности позволяет своевременно оказать помощь пациентам, которые нуждаются в ней в первую очередь. Такая организация работы Скорой помощи сложилась в предыдущие годы, показала высокую эффективность и закреплена различными приказами.

При анализе вызовов, поступающих на Станцию скорой помощи г. Саранска не менее 40% вызовов относятся к категории неотложных. Самые частые поводы: повышение температуры или АД, головная боль. Попытка сотрудников Скорой разъяснить пациентам или их родственникам, что по этим поводам можно самим успешно принять имеющееся в них лекарство или обратиться не в службу Скорой помощи, а в поликлинику в часы её работы, вызывает у многих непонимание и возмущение.

В течение какого времени прибудет бригада Скорой помощи?

Согласно Порядка подстанции Скорой помощи располагаются на расстоянии 20-минутной транспортной доступности. Я обращаю внимание, что речь идёт именно о расположении подстанций и о транспортной доступности. Все подстанции г.Саранска расположены в соответствии с этим нормативом. Согласно Программе государственных гарантий медицинской помощи населению доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут (с учетом транспортной доступности) – в 93,6% случаев. В остальных случаях время доезда может составлять до 40 минут, если расстояние до населённого пункта свыше 30 км.

Тогда почему Скорая приезжает позднее?

Основной фактор увеличения времени ожидания Скорой помощи – выполнение несвойственных ей функций: осмотр пьяных в общественных местах и на улицах, перед тем как их доставят в отдел полиции (например, ежедневные осмотры постоянно пьяного саранского БОМЖа Ильдуса З.); ежедневные вызовы к одиноким пожилым людям, которым требуется лишь внимание близких людей. Например, на проспекте Ленина живёт пожилая женщина, которая вызывает Скорую ежедневно через каждый час (поводы к вызову: «измерить АД», «забыла вызывала сегодня Скорую или нет», «забыла принять таблетку» и др.) – у женщины с возрастом снижена память, а Скорая заменяет ей заботу родственников и социальных служб.

Мало кто знает, что кроме норматива «20-минутная доступность» есть норматив – «обращаемость в службу Скорой помощи». По Саранску этот норматив превышает 25%, т.е. число вызовов Скорой на 25% выше расчётного. Это связано с выполнением несвойственных функций и выполнением вызовов для оказания неотложной помощи, о которых я уже говорил. Чем больше число вызовов, тем больше износ автотранспорта, тем хуже оперативность. Нередко значительно замедляют работу Скорой пробки на дорогах, например, на улице Полежаева. Часто бывает невозможно подъехать к многоэтажному дому, потому что дорога вдоль дома заставлена личным автотранспортом жильцов. Разумеется, невозможно обеспечить прибытие за 20 минут ко всем больным в отдалённые сёла. Поэтому не надо думать, что если бригада Скорой не приехала через 20 минут после вызова, то Скорую «надо научить работать». Проблемы Скорой – отражение целого ряда экономических и социальных проблем, которые складывались в последние десятилетия. А проконтролировать время и маршрут бригады Скорой на вызов очень легко – для этого есть система ГЛОНАСС.

Созданы ли в Мордовии специализированные бригады Скорой помощи?

В соответствии с новым Порядком на Скорой должны работать специализированные бригады: реанимационные, педиатрические, психиатрические. В настоящее время на нашей Станции работает 1 бригада анестезиологии-реанимации, 3 педиатрические бригады, 1 психиатрическая. Но основную нагрузку в оказании экстренной помощи берут на себя общепрофильные врачебные и фельдшерские бригады. Согласно приказам эти бригады могут выехать на любой вызов не зависимо от его сложности.

Какие обязанности бригады Скорой, которая приезжает на вызов?

Обязанности бригады остаются неизменными: установка предварительного диагноза, оказание медицинской помощи, госпитализация пациента при наличии показаний.

Кроме того, с 1 января 2013 года бригада Скорой обязана записать в карте вызова данные страхового полиса пациента и взять с него роспись, о том что он действительно согласен на оказание ему помощи. Кажется, абсурдно, но это не прихоть сотрудников Скорой.

Не надо забывать об обязанностях самого пациента или его родственников: вызывая Скорую – точно ответить на все вопросы диспетчера, заранее приготовить медицинский полис, ответить на вопросы работников бригады Скорой (многие забывают, что чтобы поставить правильный диагноз и оказать помощь надо собрать жалобы и осмотреть больного).

Нужно напомнить, что в обязанности бригады Скорой не входит выполнение всех, нередко значительно завышенных, требований каждого пациента. Бригада Скорой выполняет свою работу согласно действующих приказов и стандартов, независимо от того нравятся они пациенту или нет.

С введением стандартов оказания помощи в последние годы в организации работы Скорой изменилось многое. Для снижения повышенного АД чаще всего используются препараты в таблетках, а не инъекции; мы практически не применяем «тройчатку» (многие считают, что это лекарство от всех болезней), заменяя её более эффективными препаратами. Пациенты нередко высказываются против таких изменений, но судите сами: при повышенном АД после инъекции дибазола эффект сохраняется 2 – 4 часа, а после 1 таблетки физиотенза до 12 часов; при бронхиальной астме после введения эуфиллина эффект сохраняется менее 1 часа, а после ингаляции беродуала – до 6 часов!

PS. Скорая помощь не может выехать сразу ко всем больным, не может на дому провести полное обследование пациентам, которые решили «перестраховаться», не может назначить лекарства, чтобы излечить людей от всех болезней на всю оставшуюся жизнь. Скорая не является бесплатным социальным такси, не даёт больничных листов и справок о смерти, не консультирует по любым вопросам медицины, не может спасти неизлечимых больных. Кроме того, Скорая не решает бытовые проблемы и не участвует в семейных ссорах. Единственная задача Скорой помощи – своевременно оказать помощь людям при состояниях, угрожающих их жизни!

плакат

Обязаны ли сотрудники службы скорой помощи одевать бахилы на дому у пациента?

Согласно действующим нормативным документам сотрудники скорой медицинской помощи не обязаны одевать бахилы. Более того, надевание бахил медицинскими работниками задерживает оказание экстренной помощи пациенту.

Платформа обратной связи (ПОС) – это возможность для граждан обратиться к властям онлайн и решить свой вопрос.

Каждый, у кого есть подтверждённая учётная запись на портале Госуслуг, через форму на портале Госуслуг, через мобильное приложение

«Госуслуги. Решаем вместе», с помощью QR-кодов, через виджеты на сайтах и в соцсетях госструктур и учреждений может сообщить о проблеме, задать вопрос по любой теме, а также участвовать в опросах, голосованиях и общественных обсуждениях.

О чем можно сообщить через этот сервис? О любой проблеме: не убран снег, мусор во дворе, не горит фонарь, не смогли записаться на прием к врачу, проблемы с питанием в школах, проблемы с получением услуг и т.д. Ответственные службы займутся решением вашего вопроса, а вы сможете оценить их работу.

Также Платформа обратной связи позволяет участвовать в опросах, голосовать за важные социальные проекты, высказывать позицию по проектам нормативных актов.

В прошлом году через ПОС в госорганы и учреждения поступило и было обработано более 8100 сообщений, проведено более 100 опросов, в которых приняли участие более 1000 граждан.

Еще больше информации о работе Платформы обратной связи можно узнать на сайте или в мобильном приложении «Госуслуги Решаем вместе». Мобильное приложение доступно для скачивания в App Store, GooglePlay, RuStore, AppGallery.

Присылайте свои предложения, указывайте на недочеты, рассказывайте о том, что нужно исправить и улучшить, участвуйте в опросах и голосованиях.

Ваше участие важно!